Курс на изменения: ректор ПсковГУ Наталья Ильина – о новациях в университете и высшем образовании
Ведущий проект ПАИ-live Максим Андреев пообщался с ректором университета Натальей Ильиной об изменениях в ПсковГУ, студенческих картах, новых методах преподавания и коронавирусе.
Ориентация на многофункциональность
– Наталья Анатольевна, открылся многофункциональный центр ПсковГУ, в котором мы находимся. Поясните, что это за учреждение, зачем и для кого оно нужно.
– Многофункциональный центр предоставляет услуги любой адресной группе. Мы эту идею перенесли также и в стены Псковского государственного университета. Если говорить об университетах вообще и о многофункциональных центрах, то и за рубежом, и в России эти истории стали появляться. Мы к ней возвратились в рамках двух ситуаций. Во-первых, в рамках общей цифровой трансформации Псковского государственного университета. До этого мы говорили, что у нас формируется новый сайт, электронная образовательная среда, электронный документооборот. Исходя из этой программы возник пункт, что должно быть электронное окно с инфраструктурой, которая позволяет любому аффилированному человеку, будь то студент, абитуриент, родитель или вообще внешний партнер, который будет или хочет работать с университетом, иметь одну точку получения различных услуг. Наш студенческий многофункциональный центр – это именно та инфраструктура, где в одном месте через три направления: электронную почту, личный кабинет и непосредственно здесь, в офлайн-режиме – можно получить любую услугу.
– В помещении, где мы находимся, раньше был центр студенческих инициатив. Возникает вопрос: а где теперь инициатива?
– Есть кампус, или так называемое общежитие, на берегу реки Великой. Сами ребята, посмотрев план, зайдя непосредственно внутрь кампуса, определили и заняли место в блоке С, где для них выделена административная часть, начиная от спортивных и заканчивая творческими, административными мастерскими, плюс мастерские помещения для коворкинг-центра. Центр студенческих инициатив переходит в ту зону. Вы скажете, где же они сейчас? Во-первых, они сейчас также в административном порядке в главном корпусе и плюс ещё используют помещения в корпусе на третьем этаже, где сделан ремонт. Ребят ни в коем случае не ущемили, а наоборот, расширили зону их влияния. Если говорить о логистике и о кампусной истории вообще, то в кампусе на берегу реки Великой, где общежитие, будет и история всех студенческих инициатив.
– Не так давно было подписано соглашение о кампусной карте студента. Пожалуйста, поясните, что это за карта и для чего она нужна?
– Этот проект мы начали в том году совместно с нашим партнёром – Сбербанком. В рамках этой кампусной карты идут две истории. Первая – это антитеррористическая защищённость наших учебных корпусов и общежитий, то есть это система входа-выхода и для наших студентов. А во-вторых, кампусная карта позволяет использовать любые услуги, которые можно приобрести в электронной формате.
Я благодарна нашим партнёрам: это псковское отделение Сбербанка и «Псковпассажиравтотранс», которые зашли с внешней услугой в нашу кампусную историю. Это услуга, когда студенты, помимо различных справок и других историй внутри университета, могут получить внешнюю историю – покупку проездного на транспорт в городе Пскове. Мы надеемся, что услуга кампусных карт будет расширяться. Увеличится она, наверное, в первую очередь с теми партнёрами, которые сегодня работают со студенческим профкомом.
– Какие ещё потенциально могут быть партнёры в этом проекте? Это те, кто готов студентам предоставлять какие-то скидки, бонусы?
– Эта история тоже достаточно неновая. Но платёжная карта требует защиты персональных данных, и поэтому здесь должно быть использовано определённое программное обеспечение, юридические нормативы. Поэтому партнёр к нам заходит, мы смотрим, насколько это возможно, и, естественно, будем реализовывать. Мы открыты для этого формата. Сейчас в МФЦ реализуется 25 услуг. Естественно, их число будет расширяться, будут присоединяться внутренние услуги университета, например услуги для абитуриента, по общежитиям или по инфраструктуре (бассейн ПсковГУ), даже выдача медицинской карточки. Как видите, получается полноценная картотека. Ну и плюс ещё услуги внешних партнёров. Мы надеемся, что так получится.
Университетская перестройка
– Сейчас главный корпус ПсковГУ в лесах. Я слышал, внутри тоже идут ремонтные работы, переоборудуется библиотека. Расскажите об этих работах, об этих проектах.
– Когда мы стали модернизировать нашу программу развития, то, естественно, обратили внимание на то, чтобы привлечь сюда сильного абитуриента и сказать ребятам Пскова и Псковской области, что мы лучший университет в РФ, что им необязательно уезжать в Санкт-Петербург, за границу или в Москву, что если они хотят получить столичное образование, то мы можем им предоставить его здесь. Но для того чтобы это предоставить, мы должны соответствовать определённым требованиям. Инфраструктура под каждую образовательную программу специфична.
Мы разделили наши 22 учебных корпуса и сегодня в последовательном режиме приступили к полному, капитальному переоснащению аудиторий и учебных корпусов. Мы подходим к этому и с внешней стороны, и изнутри. Главный корпус стоит в центре Пскова и должен быть самым красивым. К сожалению, не было достаточно средств. В том году мы потрудились, представили Министерству науки и высшего образования программу, нам её одобрили, и мы получили дополнительные средства, на которые мы сейчас обрабатываем внешний фасад. Появится учебный корпус со стопроцентной энергоэффективностью. Например, пластиковые окна: к сожалению, их ни в общежитиях, ни в учебных корпусах не было. Сейчас появились общежития, где все окна пластиковые и стопроцентная энергоэффективность. Обновляется главный корпус, и мы надеемся, что эта программа продолжится, мы будем постепенно подходить к каждому учебному корпусу, и в новом году вы увидите обновлённый внешний фасад нашего главного корпуса.
Что дальше? Каждая образовательная программа требует специфического оборудования, зонирования учебных помещений, мебели. И естественно, мы должны были ещё посмотреть, каковы запросы со стороны студентов и со стороны профессорско-преподавательского состава. Вы увидели третий этаж – его сделали под общеуниверситетский бренд: наши новые цвета – тёплый красный, белый, серый, то есть мы отошли от привычного синего цвета, который, как правило, берут все университеты. Мы попытались себя немного по-другому позиционировать. Плюс каждый институт выбрал свои цвета.
Сейчас мы перешли к двум масштабным проектам ремонта. Надеемся, что получится к новому году открыть цифровой парк на первом этаже, там, где была библиотека, которую мы тоже переносим в кампус, где будет общежитие. В этой бывшей библиотеке, которая не соответствовала вообще никаким нормативам и нормам, мы, по сути дела, произвели ревизию библиотечного фонда, сделали три блока: фонд редких книг, фонд учебной литературы и фонд электронной библиотеки – сейчас там идёт отдельный проект. В этих освободившихся двухуровневых аудиториях мы делаем цифровой парк.
Что такое цифровой парк? Во-первых, в университете появится единая точка, где сосредоточено большое число компьютеров и где можно либо провести тестирование с визуализацией, большую онлайн-конференцию, просто учебное занятие, когда необходимо более 100 компьютеров, либо сделать самозапись онлайн-курса или учебного курса. В этом цифровом парке помимо учебной зоны, где стоят компьютеры с лицензированным ПО, будет ещё и студия самозаписи.
Откуда деньги? Это деньги, выделенные Министерством науки и высшего образования, деньги, выигранные по грантам, и деньги, выигранные студентами по студенческим грантам. Вот три источника, которые дадут нам возможность появления цифрового парка, который будет соответствовать современным условиям. В главном корпусе будут интересные архитектурные решения . Мы привыкли, что там достаточно усечённое фойе. А теперь, когда вы будете заходить в фойе, будет стеклянная дверь с лестницей на второй уровень – мы её назвали лестницей перспективы развития ПсковГУ: когда ты заходишь, то видишь цифровой парк и лестницу, которая переходит на второй полуэтаж. Как мне сказали архитекторы и дизайнеры, давайте создадим впечатление, чтобы, когда новый человек заходит в главный корпус ПсковГУ, у него возникала иллюзия, что ему надо много увидеть. Эта лестница будет создавать такую положительную иллюзию. Вот я вам раскрыла один секрет, что в этом цифровом парке. На четвёртом этаже располагается институт математического моделирования и игропрактики, там вообще никогда не было ремонта. Нужно полностью поменять инженерную систему – я сейчас говорю об электричестве, об интернете, Wi-Fi. Нужно полностью поменять подводку, потому что там три типа лабораторий: лаборатории физики (это особая зона), лаборатория айтишников и лаборатория для математиков. Во всех этих трёх аудиториях сейчас будет осуществляться ремонт. И мы надеемся, что уже к 23 февраля, как нам обещают ребята, откроем четвёртый этаж.
Дальше – внутренние дворы, надо доделать главный корпус. Дальше – спортивная инфраструктура, которая в университете не в очень хорошем виде: есть три спортзала и ещё два малых зала, в которых тоже, к сожалению, не было ремонта. Нам нужно участвовать в программах по развитию спортивной инфраструктуры. Ну и главное – крыши. На Красноармейской будет ремонт. Здесь будет выделено в 2021 году финансирование, и мы начинаем восстанавливать крышу, пролёт на втором этаже корпуса на Красноармейской. Плюс в рамках этих денег в корпусе на улице Льва Толстого, где большие лаборатории, тоже начнём работать над энергоэффективностью. Много больших планов, и мы знаем, что делать.
– Говоря про инфраструктуру, наверное, нельзя не упомянуть про такое важное для всех студентов место, как столовая. Будут какие-то перемены? И почему столовая не отдана на аутсорс, как часто бывает в вузах?
– В рамках этого вопроса, посмотрев на финансово-хозяйственную эффективность нашего университета, мы рассмотрели именно вспомогательные направления работы. Сегодня в университете на аутсорсинге находится уборка территорий, как внутренних, так и наружных. Это оказалось намного выгоднее. Во-вторых, на базе главного корпуса в течение месяца проводилась адаптационная работа. Были, конечно, замечания, но мы поняли, что в экспериментальном режиме это получилось. Поэтому с 1 октября на это перешли все другие корпуса.
Я знаю, что в «Инстаграме» и в «Телеграме» некоторые преподаватели и студенты сообщают, что не так качественно убирают или, допустим, есть какие-то дополнительные нюансы. Но месяц – это всегда время притирки друг к другу. Я надеюсь, что точно так же, как и в главном корпусе, через месяц не будет каких-то неудовлетворённостей в части уборки.
Что касается столовой, на самом деле где-то полгода назад мы провели переговоры со всеми общепитами и теми организациями, которые готовы были предоставить свои услуги. Между прочим, были предложения и из других регионов: из Калининграда, из Санкт-Петербурга. Оценив ситуацию, поговорив с другими организациями, мы поняли, что, наверное, здесь адаптация продлится достаточно долго. А так как студент всегда должен быть сытым, мы решили попробовать модернизировать нашу столовую. Сейчас произведён косметический ремонт в главном корпусе, в помещении, где производится подготовка продукции и готовка питания на Льва Толстого, обновлён практически на 90 % состав наших работников общепита, появились шеф-повара, администраторы, которые стали работать не только на внутренний рынок – я сейчас говорю про университет. По изменению меню: в прошлом году появились крем-супы за 130 рублей, можно очень хорошо пообедать, при этом, что самое главное, сотрудники, преподаватели стали питаться в столовых, и я приглашаю вас тоже покушать в нашей столовой и оценить. Почему мы не стали отдавать на аутсорсинг? Внутри кампуса огромнейшее помещение. Там будет огромная столовая на 300 посадочных мест плюс ещё малое кафе. И нам нужно понять, центром питания всё-таки будет кампус, а потом мы просто подсоединим другие корпуса, или это будет всё-таки история, когда мы будем иметь несколько точек приготовления пищи. Мы с этой историей работаем. Пока не ушли на аутсорсинг, потому что пошли по системе замены команды: пришли ребята, которым хочется сделать вкусно и красиво. Надеюсь, что это получается. И отзывы хорошие. А что будет с кампусной историей – время покажет. Пока не готова сказать однозначно.
– Уже несколько раз вы упомянули кампус, поэтому не могу не спросить про последние вести с полей: на какой сейчас стадии работа? Когда новации и проекты можно будет воочию увидеть?
– Я очень хочу этого и думаю, что этого все хотят: и Министерство науки и высшего образования, и каждый студент, и область. Нам здорово помогает администрация области. Внешняя история вся закончена: благоустройство, фасады, осталось буквально 5 %, доставить некоторые двери. С внешним контуром всё ясно. Внутри приблизительно на 70 % готовы все отделочные работы. Есть моменты, которые сейчас, к сожалению, тормозят. Эти моменты мы: а) переделываем, б) должны выполнить объёмы, которые не выполнил «ОпрСтрой», предыдущий подрядчик, а здесь правовая коллизия – мы не можем перейти к этим видам работ, пока не будет судебного решения. А иначе будет двойное финансирование. Это немного задерживает. Но стройка идёт, внутри всё нормально, инженерные системы заканчиваем, уже свет появился, вся черновая отделка, лестницы, покраска, ограждения – всё это уже есть. Но есть и некоторые юридические моменты, которые нужно правильно решить. Сейчас мы работаем с главной государственной экспертизой: все те изменения проектных решений, которые с течением времени нужно было внести, мы вносим. Я надеюсь, что тот подрядчик, который сейчас работает, завершит это: у них смелые предположения, что они завершат вовремя. Я надеюсь, что будет так. Боюсь называть сроки, так как это не только от меня зависит – это зависит от трёх сторон: как быстро мы пройдём экспертизу изменения проекта, как подрядчик и субподрядчики сейчас будут исполнять свои объёмы. Со стороны заказчика вроде бы всё нормально, потому что, если дополнительное финансирование всё-таки понадобится, Министерство науки и высшего образования его уже одобрило.
– Если понадобится, конечно, надо брать.
– Не всё так просто. Понимаете, так просто взять дополнительное финансирование нельзя. Нужно доказать, что в рамках проекта оно необходимо. Мы же начали кампус в течение какого-то другого времени, и там действуют расценки того времени: неважно, что ты не выполнил работы вовремя, ты должен их выполнить по расценкам того времени. Вот определённые финансовые и юридические моменты, которые не то чтобы дают задержку, но нужно правильно и точно выполнить работы.
По старинке не получится
– На прошлой неделе агентство «Интерфакс» опубликовало свой рейтинг вузов. Хотелось бы услышать ваш комментарий.
– Во-первых, спасибо всем СМИ за то, что они пристально за нами наблюдают, растём мы или не растём. Но я думаю, что когда они дают свои комментарии по отношению к «Интерфаксу», нужно обязательно посмотреть, что это за рейтинг, и дать правильную экспертную оценку.
Для нашего университета система рейтингов и позиционирование себя в рейтинге – это хорошая история: мы сравниваем, как мы растём или где мы проигрываем, а второй момент – это история, когда мы себя сравниваем по отношению с другими университетами, то есть какие практики других университетов можно взять и т. д.
Что касается «Интерфакса», могу сказать, что нас он нисколько не удивил. Мы довольны этим рейтингом, потому что остались на той же позиции. А если проанализировать, то любой рейтинг оценивает не сегодняшнюю ситуацию и даже не годичную, а полуторагодичную. Поэтому, когда два года назад университет провалился на 49 позиций, мы сейчас пожинаем эти плоды, если честно. А если посмотреть историю трёх лет, то мы можем увидеть, что университет оставил свое прежнее место, но при этом подрос в двух ситуациях: мы подросли в позиционировании по сравнению с другими университетами, то есть мы открыты и правильно ведём свою внешнюю политику; кроме того, мы не просто в позиционировании, а внутри исполнения нацпроектов и задач по сравнению с другими университетами повысили свои показатели, то есть мы вошли в ряд федеральных проектов, в которых никогда не были. Второй момент – мы повысили свои показатели инновации по авторским свидетельствам, по внедрению тех или иных результатов в те или иные отрасли экономики. Что касается образования, науки и других, мы не понизились, а сохранили те же позиции. Мало того, мы эти показатели повысим ввиду интернационализации: у нас большее число иностранных студентов, появились образовательные программы на иностранном языке, появились модули, мобильности между иностранными партнёрами. Я считаю, что рейтинг хорош в том плане, что он сравнивает нас и с другими университетами, и с самими собой. Мы довольны этим рейтингом. И нельзя сказать, что университет спустился: он достойно остался на тех же позициях, а ещё по трём направлениям поднялся.
Но если вы мне задали вопрос о рейтингах, давайте я объясню, в чём интерес университета в других рейтингах. Для нас ведь важен не только «Интерфакс», для нас важны именно предметные рейтинги. Например, есть международный рейтинг Webometrics, который показывает именно содержательную сторону университета. В Webometrics мы сейчас себя хорошо позиционируем. Единственное, нам нужно подрасти по двум показателям – это публикационная активность и показатель научных исследований, финансирования научных исследований. На следующий год мы увидим в Webometric и в том же «Интерфаксе», что по числу статей и по позиционированию себя в науке, по публикационной активности мы повысили этот показатель. А третья наша задача – быть не только в российских рейтингах. Понятно, что мы впервые будем в рейтинге «Три миссии университета», который держит Московский государственный университет им. Ломоносова. Но нам-то желательно попасть в предметные рейтинги QS и THE: эти рейтинги самые крутые. И мы впервые ими начали заниматься только в том году. А чтобы попасть туда, мы сейчас проводим огромную работу, чтобы наших учёных, преподавателей, наши результаты работы знали в мировом сообществе. Я сейчас говорю и про российское, и про зарубежное сообщество. Мы надеемся, что в рамках программы стратегического академического лидерства, которую сейчас будет объявлять Министерство науки и высшего образования в рамках тематического предметного профиля «медицинские науки и науки о жизни», в этом отношении мы поднимем свой рейтинг и впервые, может быть, появимся в предметном рейтинге QS или THE. Есть над чем работать и коллективу, и управленческой команде, и я считаю, что университет достойно держит свою позицию.
– Вы справедливо сказали, что к университету приковано внимание и СМИ, и общества. Много студентов и людей, так или иначе с ним связанных, обсуждают в соцсетях, на форумах, что якобы грядет сокращение направлений «филология», «архитектура». Если ли для этого какие-то основания?
– Никаких сокращений не может быть. Университет заявил на два года вперёд и филологическое образование, и архитектуру, и строительство. Я вам больше могу сказать: в университете никогда не было архитектуры. Была кафедра строительства, которая реализовывала две образовательные программы. Она не получила контрольные цифры приёма исходя из тех показателей, которые имеет.
Если говорить о профессорско-преподавательском составе, о направлениях подготовки, сокращений внутри направлений подготовки однозначно быть не может. Мы это заявили в программе развития и в конкурсной документации на контрольные цифры приёма. Если вы говорите об укрупнении профилей – да, это будет. Мы не можем сейчас (и это установка Министерства науки) готовить в одной академической группе пятерых студентов. Если вы помните, когда мы учились, в группах было 25 человек, на курсе – от 50 до 100. Это была эффективная конкурентоспособная академическая группа. Сейчас, к сожалению, в университете была такая ситуация, что набирали по 1-5 человек и учили в академической группе. Теперь это невозможно. Направления подготовки остаются, внутри направлений подготовки единый учебный план, а уже в зависимости от того, что выбирает студент, он может выбрать различные модули, но внутри одного направления подготовки. То есть не может быть на лингвистике пять человек и на филологии пять человек, потому что выделяются контрольные цифры приёма на эти образовательные программы. Выбирается, например, минимальное число, которое выделяется на 15 человек. Мы не можем пять дать сюда, десять дать туда либо, если это даём, обязаны «дорастить» за счёт внебюджетного набора +15 человек. Академическая группа должна быть не менее 25 человек.
Что касается профессорско-преподавательского состава, давайте честно признаемся, ни один профессор, ни один преподаватель, который соответствует квалификационным требованиям и выбран учёным советом, не может быть сокращён. Это однозначно. Но преподаватель должен соответствовать квалификационным требованиям – это раз. Между прочим, в конкурсной документации по выделению контрольных цифр приёма вы увидите, что университет оценивается по системным показателям: каков общий контингент студентов, сколько зарабатывает университет денег, сколько зарабатывает отдельно по науке, какой балл ЕГЭ принимать, то есть это общесистемные показатели, и всегда есть пороговое значение как в РФ, так и в федеральном округе. Если университет Северо-Западного округа находится ниже пороговых значений, просто неконкурентоспособен, то ему не выделяются контрольные цифры приёма. Это первое. А второе – когда оценивается потенциал конкретной образовательной программы. И здесь включается как раз оценка профессорско-преподавательского состава. Помимо того, что преподаватель должен соответствовать определённой должности, то есть иметь учёную степень, повышение квалификации, иметь опредёленный стаж, опыт работы, доказуемый на конференциях и так далее, он ещё обязан публиковать статьи, участвовать в конференциях, создавать эти конференции, создавать учебно-методические пособия, уметь создавать онлайн-курсы и исходя из этого создаёт своё портфолио и подаёт свои документы на конкурс. А здесь уже решает учёный совет.
И если мы переходим в ситуацию, как сегодня говорят, что будто бы в университете разрушается кафедра строительства, – нет, мы её, наоборот, создали как кафедру архитектуры и строительства, обратились к профессорско-преподавательскому составу, что есть возможность появления новой лицензированной образовательной программы архитектуры. Мало того, мы в том году отправили студентов этих направлений подготовки на непрерывную практику. Я думаю, Евгений Шапкин скажет о том, насколько ему понравилась работа студентов, он и в этом году их забрал. Появились первые результаты, ребята стали поступать в магистратуру в другие вузы, они же будут возвращаться по архитектуре, то есть мы дали им пласт развития. По-старому преподавать не получится, по старинке читать лекции 20-летней давности уже невозможно. Пришёл другой абитуриент, другой студент, который сегодня и сейчас хочет получить знания будущего. А чтобы дать знания, которые пригодятся ему в будущем, мы должны понимать, что творится в этой отрасли, быть экспертами и конкурентоспособными преподавателями.
Единичные случаи
– Продолжая тему слухов, ещё одна история муссируется в последнее время: якобы ПсковГУ – тайный очаг коронавируса, который не упоминается в сводках Роспотребнадзора.
– Мы в ежедневном режиме получаем эту сводку и отрабатываем её на сегодняшний момент, на сегодняшнее число. Один студент с инженерного факультета находится на стационарном лечении. Он проживал в общежитии, и группу, которая находилась с ним в контакте, мы отправляем на дистанционный режим – это раз.
Второе: в рамках подготовки к мероприятию мы хотим провести в ближайшее время школу актива в офлайн-режиме. 90 студентов прошли массовое тестирование на COVID. В рамках этого массового тестирования выявлены пять студентов с положительными результатами анализов на COVID. Все они в разных академических группах. Они либо проживают в общежитии, либо нет. Согласно методическим рекомендациям, критического процентного отношения абсолютно нет, это единичные случаи. Внутри университета действует масочный режим. Поэтому в массовом переходе на дистанционный режим нет никакого смысла.
Все пять студентов бессимптомные. Эти студенты передаются в лечебное учреждение, в поликлинику, чтобы получить лечение. Все пять групп, контактировавших с ними, переходят на дистанционный режим работы, то есть ещё раз повторяю, не приостанавливается обучение, а переходит в электронную образовательную среду Moodle на двухнедельный карантин. Это нормальная ситуация.
Через 10 дней после 1 сентября мы обкатали эту ситуацию в колледже: там было два студента и два преподавателя, которые имели положительный тест на COVID. Они точно так же пролечились, и две группы были на карантинном режиме. Они возвратились.
Вот в таком режиме, быстро, согласно методическим рекомендациям, согласно указу губернатора, мы чётко отрабатываем каждую историю. Нет никакого очага, в котором, например в одном месте, в одной академической группе, было бы, допустим, массовое подтверждение студентов с COVID. Такого нет. И в связи с этим переход на дистанционное обучение сейчас маловероятен. И мы этого не хотим. Нам с вами нужно лучше соблюдать все санитарно-эпидемиологические мероприятия, масочный режим, обработку помещений. И мы всё это делаем – отработали уже с марта месяца.
Мало того, я докладывала, и Михаил Юрьевич [губернатор Псковской области. – ПАИ] знает, и непосредственно Александр Нестерук [главный санитарный врач Псковской области. – ПАИ] знает, что лично я и многие мои коллеги-проректоры входят в рабочую группу по разработке методических рекомендаций при Министерстве науки и высшего образования, то есть мы сами были инициаторами тех предложений, которые сейчас выполняем в университете.
Немногие университеты и общежития в первую волну коронавируса были без вспышек. Мы это прошли без вспышек. Я надеюсь, что сейчас получится точно так же. Это зависит не только от меня, но и от слаженной работы наших сотрудников, это зависит от преподавателей и студентов, которые должны и будут носить маски и соблюдать все санитарно-эпидемиологические мероприятия. Если вы пройдёте, то увидите санитайзеры, увидите, что во всех больших лекционных аудиториях располагаются рециркуляторы воздуха. Мы закупили маски. По определённому графику (один раз в неделю) нашими сотрудниками обрабатываются все помещения, все поверхности. Если появился студент, у которого положительный COVID, группа молниеносно отправляется на дистанционку, идёт обработка помещений, учебных аудиторий.
Кроме того, занятия не начинаются в этой аудитории, пока не произошла обработка. Здесь мне помогает моя базовая специальность: по кандидатской, по докторской диссертации моя научная специальность – это микробиология. И естественно, в своей профессиональной деятельности я работала паразитологической в лаборатории около 10 лет и преподавала на медицинских факультетах микробиологию. То есть для меня всё это не ново, к этому просто надо правильно, сознательно и, самое главное, аргументированно относиться. Мне задают вопрос: «Наталья Анатольевна, как можно проработать 10 лет в лаборатории и ни разу не заразиться?» Я помню, Татьяна Пробеус, один из главных паразитологов РФ, всегда говорила: «Девочки, мыло и первые санитарные мероприятия, которые вы используете, – это ваша основная защита». Зашёл в лабораторию – ты не выходишь из лаборатории, пока не вымоешь руки. Даже в пионерских лагерях помните плакаты? Если ты чихаешь, закрывай ротик, не подходи к тем, кто болеет, ближе чем на полтора метра. Всё это было, всё это есть, просто надо сейчас ответственно к этому относиться.
– Есть популярный слух, что ваш брат работает в ПсковГУ. Кратко можете прокомментировать?
– Конечно! Я могу сказать, что мой брат никогда не работал и не работает в Псковском государственном университете. Он работает абсолютно в другой сфере, не связанной со сферой образования. Хотя у него был этап жизни, когда он работал в системе высшего образования: он был деканом юридического факультета. Сейчас он трудится в другом месте. Я думаю, это его личное дело, где он работает. Он не проживает в городе Пскове, не относится к нашему университету, никак не аффилирован с нашим университетом. Я вам больше могу сказать, есть однофамильцы, которые работают в университете, среди сотрудников вспомогательного персонала, среди профессорско-преподавательского состава. Есть преподаватель Ильин на кафедре электропривода. Почему я о нём вспоминала? У него шикарный онлайн-курс и шикарный образовательный дистанционный курс внутри электронной образовательной среды. И сами ребята, и преподаватели, и учебное управление говорят, что на самом деле коллега очень здорово подготовился: в марте-апреле его называли одним из преподавателей, который очень здорово подготовился к работе в электронной образовательной среде. Но это не мой брат и не мой родственник.