Точка, точка, запятая...
Жителям микрорайона «Южный» в Пскове вновь пришлось бороться с попытками точечной застройки внутри двораРано радовались жители псковского микрорайона «Южный», что в границах улиц Народная, Коммунальная и Киселёва, когда ещё в начале лета на очередных публичных слушаниях дали отворот-поворот застройщику, хотевшему «точечно» воткнуть 5-этажный элитный дом в одном из дворов, где жильцам при продаже их квартир, обещали обустроить зону отдыха. Вчера, 17 октября, люди были вынуждены вновь отстаивать свои права на публичных слушаниях, где застройщик — петербургское ООО «Инвестиционная группа «Альтаир» — представил откорректированный проект. В очередной серии этого сериала страсти накалились до предела. Сдерживать эмоции подчас не удавалось даже главе Пскова Ивану Цецерскому, который, вообще-то, известен своим умением «сглаживать углы»...
«Это что, всё-таки будут строить?» — всплеснула руками женщина, глядя на выставленный в зале 4-го лицея плакат с проектом застройки.
«А как же, конечно!» — развел руками директор «Альтаира» Андрей Данилов, представительный господин с модным шарфом на шее.
«Господи, так зачем же мы пришли?» — в сердцах бросила псковичка.
Напомним о чём речь: микрорайон «Южный» строительная компания «ДСК» совсем недавно построила на ближнем Завеличье, на месте частного сектора, чудом пережившего бурное послевоенное расширение Пскова в сторону западной границы. Один из дворов, образованный домами №№ 2, 4, 4а и 4б был построен вокруг принадлежащей частнику старой избушки. Участок также был выкуплен застройщиком, и на нём покупателям квартир обещали разбить благоустроенную площадку для отдыха с детьми. Но потом «что-то пошло не так», и участок, который на плане выглядит невнятным осколком, в результате купил пресловутый «Альтаир». Вскоре публике был представлен проект строительства элитного дома, который вызвал активный протест жильцов соседних многоэтажек. Они закономерно возмущались уничтожением обещанной рекреационной площадки, опасались, что новый дом, поставленный «окна в окна» с южной стороны, перекроет им солнечный свет, а новые соседи займут парковки, которых в квартале и без того катастрофически не хватает.
Уже несколько раз граждане сказали этому проекту решительное «Нет!», однако потенциальный застройщик, похоже, не готов «зафиксировать убытки».
К новым публичным слушаниям он подготовился куда более основательно: размеры дома немного уменьшили и отодвинули его к южной стороне участка, чтобы в центре двора осталась зелёная зона; на ней спроектировали детскую и спортивно-развлекательную площадку; выкупили на окраине квартала участок под отдельную охраняемую парковку для жильцов на 65 машиномест... Главное в новом проекте — это то, что теперь застройщику требовалось согласовать на публичных слушаниях отклонения от предельно разрешённых параметров строительства лишь в части отступов от соседних участков со стороны принадлежащей муниципалитету улицы Старокоммунальной (она разрезает квартал от Народной до Киселёва).
Обо всём этом сначала вкратце — на основе заявки — рассказал главный архитектор Пскова, начальник Управления по градостроительной деятельности администрации города Сергей Кондратьев. Затем на трибуну поднялся сам г-н Данилов, который расписал все преимущества нового проекта в красках.
Еще перед началом слушаний он успел рассказать об изменениях сначала подошедшему к стенду с планом главе города, а затем и депутату, на чьём округе расположен злополучный двор — Елене Полонской. Депутат, кстати, сходу задала несколько очевидных вопросов: а почему бы не построить дом на купленном неподалёку под парковку участке и нельзя ли заключить договориться с городом о замене участка? Инвестор ответил, что на месте парковки строиться нельзя из-за ограничений охранной зоны, которая простирается на территорию возле близлежащего Мироносицкого кладбища, а договор мены тоже в данном случае юридически невозможен.
Участникам публичных слушаний он уже рассказывал о том, что новый проект дома не нарушит никаких нормативов по инсоляции соседних зданий, что на отдельной парковке смогут ставить свои машины и другие жители квартала, что спроектированная зона отдыха занимает практически половину принадлежащего «Альтаиру» участка. Отдельно он подчеркнул, что по уже существующим дворовым проездам, которые в нескольких местах оказались на территории принадлежащей застройщику земле, будет сохранён свободный проезд для всех жителей, чем вызвал иронические реплики из зала («Спасибо большое!») и дружный смех... Не лучше было встречено аудиторией и обещание не огораживать новый дом забором и оставить свободный проход.
«От лица чисто жителей Пскова...»
Затем наступила череда выступлений участников слушаний.
Первым к микрофону представившийся Михаилом Емельяновым мужчина, который сходу заявил: «От лица чисто жителей Пскова хочу сказать, что проект понравился!» ...Когда смех и гвалт в зале затих, у него поинтересовались адресом прописки. «В Крестах живу…» — ответил выступающий. «А почему на слушания пришли?» — продолжал допытываться зал. «Квартиру тут планирую купить…» — ничтоже сумняшеся ответил Михаил.
Следующим был мужчина, представившийся уже жителем того самого двора — из дома № 2 по Народной. Он посетовал, что на его памяти это уже «третьи или четвертые, наверное, слушания», в связи с чем предположил, что «лучше варианта нам, наверное, уже и не предложат». И заявил: «Я, лично, согласен».
Третьим оказался некий Олег Александрович, который попытался сыграть на непростой экономической ситуации: «Сейчас с работой сами знаете как. Может быть я будут его [проектируемый дом] сам строить. Так что лично я заинтересован». В завязавшейся перепалке мужчина обиженно ответил на критику своего выступления: «Я участвовал в строительстве забора и видел нашу инициативную группу — как они [огораживающий стройплощадку] забор ломали. Вы культурные люди или кто?!»
Наконец слово дали лидеру той самой инициативной группы граждан, которая выступает против строительства дома — Герману Коренченко.
Он начал своё выступление с констатации того, что застройщик к новым слушаниям подготовился гораздо лучше: по словам Коренченко, он пришёл за полчаса до начала, и перед ним уже успели записаться на выступление трое поддерживающих проект граждан.
Далее лидер инициативной групп начал разбирать новый проект «по косточкам». Он признал, что «дом стал меньше вдаваться в наш двор, стал шире», но тут же заметил, что таким образом планируемое строение ещё сильнее приблизилось к соседним зданиям по параметру «окна в окна».
Также выступающий заметил, что застройщик просит разрешить отклонения от предельных параметров застройки, обосновывая просьбу «неблагоприятной конфигурацией земельного участка». «Но это предпринимательские риски застройщика, который шёл на них, когда участок приобретал!» — напомнил Коренченко.
Затем он посмотрел на президиум, где помимо секретаря слушаний, градоначальника и главного архитектора Пскова сидела также заместитель сити-менеджера, а в прошлом - руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Татьяна Иванова. «Скажите мне, какой для города смысл в точечной застройке? Какой экономический смысл для администрации в работе с застройщиком из Петербурга и вытекающими отсюда налоговыми отчислениями туда?» - поинтересовался пскович.
«Застройщик сказал, что провёл большую работу. Но с нами он не встречался. Застройщик демонстративно отказался взаимодействовать с нами», — продолжил Герман Коренченко, тут же напомнив, что как раз обсуждать корректировки проекта напрямую с жителями поручал инвестору ещё в прошлый раз Иван Цецерский.
Он также заметил, что, как только квартиры в доме будут проданы собственникам, никто и ничто не помешает им отгородиться забором от соседей. Со здравым скепсисом он отнёсся и к идее удалённого паркинга, заметив, что жильцам элитной пятиэтажки никто не помешает занять парковочные места жителей соседних домов во дворе.
Наконец докладчик напомнил, что застройщик планирует подключиться к уже построенным инженерным сетям, которые оплачивали «старые» жители двора, а это приведёт к ухудшению параметров их работы и ускоренному износу. Одним словом, заметил выступающий, новый дом существенно нарушит потребительские права уже заселившихся квартирантов.
«Этот проект однозначно хуже прежнего. Если мы были не согласны с прежним вариантов, то сейчас и подавно», — добавил он, отметив напоследок что предлагаемые застройщиком подземные контейнеры для мусора, которые требуют для очистки машину со специальным манипулятором, могут привести к ДТП с припаркованными во дворе машинами, а строительная техника в период возведения дома будет угрожать играющим детям.
Депутат Псковской городской Думы Елена Полонская сорвала овации эмоциональным заявлением: «Наше мероприятие напоминает мне какое-то поле чудес: складывается впечатление, что это проверка терпения граждан — сколько они ещё раз посетят публичные слушания». Дескать, инвестор словно ждёт, что когда-нибудь люди про новые слушания не узнают, и он продавит положительное для себя решение. Она призвала власти города найти какой-то устраивающий жильцов компромисс, например, подобрать для застройки другой участок, и напомнила, что против этой точеченой застройки выступали губернатор Андрей Турчак и новоиспеченный депутат Госдумы Александр Козловский. Заодно она призвала городскую администрацию сначала разобраться, каким образом существующие дома оказались построенными на трех разных земельных участках: «Пока не будет полностью решён вопрос действующих собственников, нельзя поднимать вопросов строительства никаких».
Вдогонку она напомнила, что ещё год назад прокуратура признала незаконным рытьё котлована под пятном застройки и заметила, что никто наказан за это не был, а котлован не зарыт и представляет опасность для детей. «Нужно поставить в этом вопросе точку!» — заявила г-жа Полонская.
Очередной выступающий — житель соседнего со «скандальным» двора Вадим Николаев — сделал акцент на транспортной проблеме. Он привёл в качестве примера дома №№ 3 и 5 по улице Киселёва (как раз рядом с площадкой под предполагаемую парковку), жильцы которых, несмотря на имеющуюся у них специальную огороженную парковку, которая «на 70-80% пустует», паркуются «для скорости» в соседнем дворе. Мужчина резонно предположил, что в этом случае ситуация повторится.
Пушкин, вилы и баррикады
Возмущение в зале постепенно росло, начали звучать слова, что упорство застройщика «провоцирует народ на баррикады». Лирическую нотку в этот поток возмущений внёс пожилой мужчина по имени Геннадий, который заявил, что в микрорайоне «Южный» хотят сделать «Псковский Манхэттен» [наполненный небоскрёбами и один из самых густонаселённых округов США — историческое ядро Нью-Йорка — ПАИ] и взялся цитировать пушкинского Алеко из «Цыган»: «О чем жалеть? Когда б ты знала, / Когда бы ты воображала / Неволю душных городов! / Там люди, в кучах за оградой, / Не дышат утренней прохладой, / Ни вешним запахом лугов; / Любви стыдятся, мысли гонят, / Торгуют волею своей, / Главы пред идолами клонят / И просят денег да цепей».
На этом выступления закончились, и глава города уже было собирался поставить вопрос на голосование, как одна из женщина спросила: «Что сделала администрация города для решения вопроса? Я и на прошлых слушаниях спрашивала. Вот прошло 3 месяца — что сделано?» Именно этот вопрос стал поводом к самому напряжённому диалогу за всё время слушаний.
«Это вопрос застройщику?» — переспросил Иван Цецерский.
«Нет, я спрашиваю, что сделала администрация», — настаивала женщина.
Градоначальник попытался объяснить, что это право собственника - выносить на публичные слушания подобные проекты после любой незначительной корректировки. Он также заметил, что новый участок под застройку инвестору город выделить не может, поскольку Жилищный кодекс допускает только выставление таких земель на торги.
Однако женщина по-прежнему требовала ответа и вопрошала, сколько ещё власти будут допускать проведение подобных слушаний, когда ответ людей, дескать, заранее известен – «Нет!»
«А ваше мнение какое о проекте? Лично, как человека? — решил прервать этот диалог кто-то в зале.
«Ну, дом с парковкой за 250 метров — это как баня с одной стороны, а раздевалка — через дорогу, — признался Иван Николаевич. — Если бы я был застройщиком, я бы не покупал этот участок. Изосин же [руководитель ЗАО «ДСК» — ПАИ] не просто так отказался от застройки участка. Значит, где-то тут собака зарыта. Где зарыта — я не знаю. Моё дело проводить слушания: скажете «за» — я внесу в протокол «за», скажете «нет» — тоже».
Однако женщина, требовавшая ответа на вопрос о действиях администрации, решила продолжить: «Сколько можно собирать слушания? Ответ всегда будет «Нет!» Мы не видим поддержки властей!»
Градоначальнику стоило большого труда сдержать эмоции: «Нет, категорически нет, вы не правы! Если бы у вас не было поддержки в администрации, там бы уже стройка шла, тракторы работали бы!» - заявил он.
«Это ещё вопрос: работали бы...» — отпустил реплику сидящий рядом со мной мужчина, а Цецерский под шум в зале повернулся к сидящему рядом главному архитектору Кондратьеву и раздражённо бросил: «Сергей Николаевич, вы слушаете?!»
Тем временем в зале вообще родилась идея в духе древнего псковского вече, но, увы, совсем не в духе нынешнего российского законодательства: запретить конкретно этому настойчивому застройщику из Петербурга работать в городе.
Почувствовав, видимо, что дело так может дойти и до опасных сепаратистских ноток, на амбразуру бросилась заместитель сити-менеджера Татьяна Иванова. Она ещё раз объяснила всем, что город не имеет отношения к продаже проблемного участка застройщику и не мог этому помешать, так речь идёт об обычной сделке двух собственников. Относительно проблемы с межеванием земель под существующими домами она сказала: «Да, может быть что-то было нарушено, когда дома построили на не сформированных участках. Но это было 10 лет назад! Чего тут теперь говорить? Сейчас застройщик может обращаться бесконечное количество раз. А мы как орган, который работает в правовом поле, обязаны назначать слушания!»
Кстати, добавила она, после предыдущих слушаний администрация, якобы, намерена была дать застройщику ответ с отказом, но он отозвал своё заявление сам.
«Мы не можем отобрать частную собственность. Можем выкупить участок по рыночной цене, но это бюджетные деньги, которых и так не хватает. Поменять участок по закону нельзя», — резюмировала г-жа Иванова.
Результаты голосования зафиксировали диспозицию сил: из 67 зарегистрировавшихся участников слушаний лишь 5 высказались за согласование проекта застройки...
«Здесь не ищите виноватых. Мы просто выполняем нормы регламента! — подытожил напряжённый вечер Цецерский. При этом он напомнил, что застройщик может строго в границах своего участка возвести любой соответствующий нормативам дом — без всяких слушаний.
«И если застройщик оспорит отказ в разрешении на строительство в Арбитражном суде, а суд обяжет администрацию согласовать отклонение параметров — с вилами пойдёте в Арбитражный суд, а не к нам», — попытался вразумить собравшихся градоначальник.
...На выходе из школы он остановился обсудить результат встречи с г-ном Кондратьевым. «Мы думали, придёт главный архитектор — и всё у нас заколосится! Уйдите тогда, Сергей Николаевич, раз не справляетесь — и городу будет легче!» — раздражённо отчитывал он чиновника. Но тот неожиданно охотно высказал готовность подать в отставку, после чего глава Пскова смягчился, и предложил всё-таки пересмотреть подход к работе управления по градостроительной деятельности администрации города.
Так что не исключено, что нас могут ждать самые разнообразные продолжения этой истории, точку в которой ставить пока, очевидно, рано…