Терроризм по-соседски
Войну с управляющими компаниями из-за квитанций по оплате общедомовых нужд (ОДН) за воду жильцы дома 87А по Рижскому проспекту ведут уже не первый месяц. Всякий раз люди пытаются разобраться в странных цифрах, а также понять, откуда берутся набежавшие за те «общедомовые...» кубометры воды , оплата за которые распределяется поровну между жильцами многоэтажки. Не помогают даже обращения в прокуратуру. Зато помогло обращение в «Народную ленту» ПАИ. В псковском Горводоканале его увидели и решили направить сотрудников на внеплановый обход квартир дом для снятия показаний со счётчиков под контролем возмущённых жильцов. Корреспондент Псковского агентства информации тоже поучаствовал в этом рейде и посмотрел, что из всего этого вышло.
Проблема заключается в том, что не все жильцы многоэтажки предоставляли показания счетчиков воды в управляющую компанию, а ныне - в Горводоканал, который с 1 июля выставляет дому счета за водоснабжение. Поэтому, оказалось, весь расход воды и гигакалорий, потраченных на её подогрев, просто делится только между теми, кто в нужный срок сообщает свои показания. То есть жильцы, по сути, платят «за себя и за того парня».
«У нас есть неплательщики, которые систематически не сообщают показания своих счетчиков. Их расход воды записывается в общедомовые нужды, а после распределяется между всеми жильцами дома, - рассказывает Анна Федорова, которая и подняла эту тему в СМИ; тут же она добавляет, что платить за неизвестного дядю уже, ествественно, порядком надоело. - У меня в общедомовых нуждах получилось 14 кубов воды! Хотя дома я трачу 12 кубов — это и горячая и холодная вода вместе. При этом у меня в квартире живет 4 человека. Откуда за общедомовые нужды берутся эти 14 кубов, я не понимаю».
Анна считает, что должен быть закреплен определенный норматив на те самые ОДН, выше которого плата за воду набегать не должна. И по ее словам, такие нормативы есть. Разработаны они областным комитетом по тарифам и энергетике, но на практике вводить в регионе их пока не спешат, мотивируя это тем, что в таком случае возрастут объемы коммунальных платежей. И опасения эти, в общем-то, правомерны. Однако жильцы замечают, что платежи если и возрастут, то только в тех домах, где нет общедомовых счетчиков. Тут возникает вопрос: почему тогда не применить эти тарифы в конкретных случаях, как с домом по Рижскому 87А? Пока что вразумительного ответа на него никто, кажется, не слышал.
Казалось бы, в данной ситуации какое-то «соломоново решение» должно исходить от Горводоканала, ведь именно предприятие является адресатом жалоб. Но оказывается, что у него как таковых рычагов воздействия на неплательщиков нет. На предприятии есть отдельный бухгалтер по должникам, но за сим и все. Заставить людей сообщать показания своих счетчиков это никоим образом не помогает. А нести убытки предприятие позволить себе не может. Вот и раскидывает ничтоже сумняшеся плату за общедомовые нужды равномерно между всеми жильцами дома.
Есть еще вариант начислять расход воды по нормативу в соответствии с прописанным в квартире числом людей. Так зачастую и делается во многих домах. Но здесь опять же есть проблема.
«Да, это может помочь, если в квартире прописан хотя бы один человек. Но в нашем доме полно квартир, которые сдаются в аренду. Там никто не прописан. Однако по факту люди в них живут, воду тратят. Другой случай — прописан один человек, а живут, допустим, трое. Расход воды идет не на одного жильца», - разводит руками Анна Федорова.
Пока мы беседовали, контролёр Горводоконала добросовестно обходила квартиры и там, где «ларец открывался», не менее добросовестно записывала показания счетчиков в учетную книгу. Правда, двери отворялись в среднем в двух квартирах из пяти. В соседнем подъезде — а всего дом обходили три контролера — сотрудника Горводоканала открыто «послали» и дверь, разумеется, не открыли. Какую пользу по выявлению недобросовестных плательщиков принес обход квартир - понять так и не удалось: кто данные счетчиков в Горводоканал не предоставлял, к тем попасть домой контролер и не смог. У остальных все показания на приборах оказались в норме. Были редкие исключения, но они носили правовой характер. Например, человек заменил счетчики и уже провел их опломбировку. Поэтому все показания пришлось переписывать заново.
Как повлиять на сознательность своих соседей жильцы дома пока не знают. Как не знают, полагается ли им перерасчет в будущем, если с «уклонистов» удастся взыскать причитающиеся деньги за воду. Люди признаются, что при разбирательствах с прошлой управляющей компанией перерасчета за ОДН добиться удалось. Но после этого УК уже успела поменяться, а теперь и вовсе за водоотведение напрямую отвечает Горводоканал. Возместят ли людям их средства за переплату общедомовых нужд — неизвестно. Хотя комментарий контролера был красноречив: «Долги тех, кто не платит по своим счетчикам, Горводоканал потом никуда не раскидывает».
Впрочем, у жильцов есть проблема куда важнее: как определить, кто должен выявлять жильцов, которые не сообщают показания своих счетчиков? Сами соседи, участковый, или кто-то другой? Жильцы сходятся во мнении, что, наверное, это все-таки должна быть управляющая компания, которая бы устанавливала количество незарегистрированных жильцов в квартире и начисляла в таком случае оплату по нормативу. Не заплатил месяц, не заплатил два — рассчитывайся по нормативу. Однако пока никто жизнеспособную схемку, которая освободила бы добросовестных квартиросъёмщиков от оплаты за соседей, так и не реализовал...