В поисках утраченного времени
Кражами предметов искусства сегодня никого не удивишь, но то, что случилось в Пскове, где после евроремонта пропали произведения искусства - витражи работы творческого дуэта Алексея Аникеёнка (1925-1984) и его супруги Элеоноры Гинзбург (1945-2005), переходит все границы. В этом абсолютно убежден известный псковский живописец Сергей Семенов, который предпринял собственное расследование, пытаясь отыскать следы, исчезнувших работ.
"Псковичам старшего поколения, наверняка, памятен витраж, который украшал здание центрального переговорного пункта. После начала безумной приватизации, этот дом был не один раз продан. Как удалось выяснить, во время очередного евроремонта уникальный витраж, который украшал фойе, примерно на одну треть был уничтожен. Часть его вывезли (почему-то?) в Великий Новгород, а то, что осталось сейчас стыдливо закрыто листом из гипсо-картона. Такое отношение к памяти этого выдающегося художника я считаю не столько варварством, сколько преступлением. – негодует Сергей Семенов. – Меня и многих моих коллег по цеху возмущает и такой факт: те, кто по роду службы обязаны хранить и оберегать творческое наследие мастеров, кажется, не заметили случившегося. В стороне оказался и бизнес - владельцы здания, допустившие этого разгром. Также мы не можем отыскать следы другого витража, который украшал 16-е отделение связи, что на Рижском проспекте. Над ним работала супруга художника. История аналогичная: делали евроремонт, вставили стеклопакеты, но куда делась эта уникальная работа? Никто не знает…"
По словам собеседника нашего корреспондента, учитывая особую художественную ценность работ на рынке произведений искусств, то пропавшие витражи могут стоить не одну сотню тысяч долларов. Однако даже эта цифра в наш меркантильный век блекнет перед тем творческим подвигом, который совершил мастер.
"Будем говорить прямо: этот витраж и свел в могилу Алексея Авдеевича. Дело в том, что для его изготовления активно применялся свинец, пары которого и стали губительными для художника. Не говоря уже о том, сколько сил он потратил, чтобы выполнить эту работы. Стекло для витража тогда заказывали на заводе "Красный Луч", что в Бежаницком районе. Несколько лет назад мне удалось там побывать, и местные мастера - из старожилов – показывали еще сохранившиеся штампы, которые лично отливал Аникеёнок. – продолжает Семенов.
Есть и еще одна причина, чтобы организовать розыск и возвращение утерянного наследия художника. В следующем году Алексею Авдеевичу исполнится 90 лет со дня рождения. Как убеждена известный в Пскове искусствовед и галерист Ольга Кошелькова, вернуть это имя городу, который претендует на звание туристической столицы Северо-запада, дело чести его земляков.
"Не будет преувеличением сказать, что Аникеёнок, как личность и как художник – в полном смысле явление всероссийского масштаба. – комментирует ситуацию г-жа Кошелькова. - Неоцененный по достоинству при жизни, он и сейчас для многих ценителей и искусствоведов остается загадкой. Насколько я помню, хоть псковский музей-заповедник и хранит в запасниках несколько его работ, живописные полотна его супруги, кое-что выставлено в основной эксплозици. Но есть ли описание коллекции, каталог? Вопросы на засыпку. Впрочем, он и при жизни был человека скромным и высшей степени интеллигентным. Это сейчас, такие персонажи, как г-н Сафронов могут, не краснея, говорить о том, что они ни много ни мало – гении. Алексей Авдеевич постеснялся такого эпитета в свой адрес, хотя без сомнения его заслужил".
К сказанному экспертом можно добавить лишь то, что синонимом к творчеству этого удивительного тандема является и слово "горечь". Пропавшие витражи – только подтверждают сказанное.
Кирилл Азаров
Для справки: Алексей Аникеёнок родился в 1925 году в г. Пушкине. Рано потерял отца. Стал детдомовцем. В 16 лет бежал на фронт. Воевал он в составе танковой дивизии. Горел в танке. Перенес тяжелейшее ранение. После войны окончил школу и поступил в Казанское художественное училище. В 1969 году уезжает из Казани в Псков, где встречает свою любовь и будущую жену Элеонору Гинзбург. Вместе они образовали замечательный творческий дуэт, активно экспериментируют с витражами и стеклом. В 1984 году мастер ушел из жизни.
Искусствоведы дают творчеству художника Аникеенка такую оценку: "Алексей Аникеенок, безусловно, был авангардистом по типу творчества: его отличал нестандартный взгляд на мир и своеобразная техника. Усомниться, что перед нами действительно Художник, а не подмастерье, вряд ли кому придет в голову. Мир его художественных идей любопытен и до сих пор до конца не разгадан. Его работа с цветом восхищает, но он не только хороший колорист – у Аникеенка на редкость неординарные композиции. Художник горстями «черпал» солнечный свет и набрасывал его на полотна. На них привычные улочки и знакомые дома выглядели иначе, это были они и не они, пропитанные солнцем и какой-то неслышной музыкой".
Живописные работы А.А. Аникеенка хранятся в собрании Псковского музея-заповедника, Музее изобразительных искусств Татарии (Казань), Институте ядерной физики в Гатчине. Несколько лет назад казанский поэт Николай Беляев при поддержке вице-президента Татарстана Наиля Валеева выпустил в свет книгу "Поэма солнца. Памяти художника Алексея Аникеенка".