Анатомия Пскова: как устроен город?
...Я искренне недоумеваю, когда люди, родившиеся в Пскове, и прожившие здесь несколько десятков лет, вдруг заявляют, что плохо ориентируются на Завеличье, и не вполне понимают, где искать, например, улицу Байкова. Как же так, думаю я, ведь здесь (не на Байкова, а на Завеличье, разумеется) живет, по меньшей мере, половина Пскова! И тут же предполагаю в ответ, что коренному горожанину гораздо проще заблудиться в трех соснах улиц с одинаково пролетарскими названиями на севере города. Энтузиастов, Текстильная, Индустриальная, Инженерная – что это за набор несуразиц? Это вообще Псков, или уже "загород", мифологизированный привокзальными таксистами? Еще мне всегда было любопытно узнать, какие окраины Пскова граждане исключили бы из его административных границ, предложи социологи гражданам изобразить их на память – просто обвести на геодезической распечатке красным маркером. В "мой" Псков, например, однозначно попали бы окрестности улицы Райниса – на юге, и весь запад - до самой Уграды. А вот от востока и севера я бы решительно отрезал все, что дальше улиц Вокзальной и Ипподромной соответственно - ну, какой же это Псков?..
Социологи из Института регионального развития (ИРР) эту идею, к сожалению, пока еще не воплотили в жизнь, зато в остальном - пошли еще дальше. Они провели масштабное и поистине уникальное исследование, выяснив социальную репутацию различных районов Пскова – где жить опасно, а где комфортно; где живут, и где работают; где богатые, а где бедные; где стоят в пробках водители, а где мучаются с пересадками пасссажиры автобусов. Такого с Псковом, на моей памяти, не делал никогда и никто. Если бы отважные исследователи разбирали не город, а человека, то выглядело бы это так: пациента засунули в томограф, просканировали по микронным слоям, затем вскрыли, расчленили бы на органы, которые бы потом разрезали лазером на процентные доли. Ну и для наглядности всю эту красоту из внутренностей представили бы в качестве инфографики, выполненной в виде какой-нибудь фрактальной инсталляции.
Презентуя титанический труд ИРР, его научный руководитель Сергей Дамберг начал со слайда, где был изображен знаменитый генплан Пскова, разработанный Институтом Урбанистики по заказу муниципалитета еще пять лет назад. В этой схеме – одновременно и "история болезни" города-пациента, и перенесенные операции, и рекомендации, рецепты врачей-специалистов. В общем, медкарта.
Затем началась уже, собственно, анатомия. Вот слайды, наглядно показывающие, где в Пскове, в основном, проживают люди - по версии Облизбиркома, и по результатам опроса социологов. На слайдах четко видно, что люди зачем-то проживают не только на "Запсковеличье", но и в Любятово, Крестах и прочих Псковкирпичах.
Большинство из этих людей где-то работают. Большинство из "где-то работающих", считают опрошенные, работают в центре – от "Золотой набережной" до Кузнецкой улицы. Есть еще две зоны для трудоголиков – восточное продолжение Октябрьского проспекта и сектор, ограниченный Алмазной, Ипподромной и Чудской улицами. Не припомню там какого-либо завода кроме ЖБИ-1 или сети офисных центров – видимо, вся эта загадочная толпа трудится на стройрынке:
Следующий слайд – наложение районов проживания и работы. Вот здесь уже все наглядно – настолько, что эту схему можно рекомендовать подумывающим об увольнении и подыскивающим новую работу:
Но работа – это необходимость. А вот в какие районы псковичей манят не трудовые договора, а собственная воля? Ответ: кварталы, нанизанные на Октябрьский проспект, северная сторона Рижского проспекта (от Народной до Коммунальной) и конец улицы Труда.
Далее социологи проследили связи между местами проживания и работы, и соединили центры соответствующих секторов (на которые для удобства анализа был разбит город). Выяснилось, что весомая доля тех людей, которые каждое утро устремляются в учреждения, расположенные в центре Пскова, проживает в квадрате Новоселов-Труда-Текстильная-Звездная – их почти столько же, сколько и жителей Завеличья.
Еще из любопытного: мост Александра Невского оказался за пределами интенсивных связей. "Этот прекрасный мост как будто должен был быть построен в другом месте, не правда ли? – съязвил Сергей Дамберг. – А может, он просто сполз по течению?" К теме бесполезности "нового моста" социолог возвращался еще не раз, справедливости ради соглашаясь, что сооружение было задумано в комплексе с продолжением улицы Чудской. И будь последняя доведена хотя бы до улицы Инженерной, новая транспортная артерия активно использовалась бы жителями Завеличья, чтобы добираться из центра домой.
Разобравшись с нагрузкой на территории, ИРР представил портреты лиц, эти территории населяющих. Перво-наперво, социологов интересовало, где проживают богатые, и где – бедные: классика жанра! Обеспеченные псковичи, считают участники опроса, живут исключительно на Завеличье и в центре. А гетто для голытьбы – в Лепешах и за вокзалом. К "скорее бедным" отнесли и жителей Запсковья. Остальные – "серединка наполовинку".
Следующие 5 слайдов разбили город на коммуны. Вот здесь у нас сконцентрировалась интеллигенция:
А вот здесь живут чиновники. В общем-то, чиновники – народ непритязательный, живут практически везде:
Хулиганы и гопники там же, где и богатые, жить не могут. Зато грабить и разбойничать – вполне:
Пьют в Пскове везде, кроме оплота трезвости – Завеличья. Зато на Запсковье, считают псковичи, водку хлещут больше, чем в Крестах:
Мигранты. Караул – плотное кольцо постепенно сжимается со всех городских окраин:
Далее неутомимый ИРР взялся за вотчину бессмертного господина Лупадина – "Псковпассажиравтотранс". Точка отсчета для последней группы слайдов – вот эта схема интенсивности движения общественного транспорта:
А это – ареалы обитания автомобилистов. Может, на дальнем Запсковье и пьют, и зарабатывают мало, зато автомобили у жителей этого сектора имеются. Видимо, дешевые:
Теперь смотрим на места жительства тех, кто каждый месяц выручает "Псковпассажиравтотранс" с оборотными средствами, зачем-то покупая невыгодные проездные билеты:
А здесь – несчастные, которые добираются до работы с пересадками. Правда, им проездные как раз брать выгоднее, чем покупать талончики:
Ну и, наконец, самая уважаемая часть жителей Пскова – пешеходы:
Соединив все четыре карты, получаем вот такую картину. На ней дерзко выделяются военные с улицы Маргелова – похоже, без автомобиля они обходятся с трудом. И в самом деле – когда вы последний раз видели живого пешехода в камуфляже? Приходится признать – офицеры стали более лучше жить. Или в банках им стали более лучше выдавать автокредиты:
И вот – итог, достойный отдельного совещания руководства муниципалитета: вклад каждого района в нагрузку на общественный транспорт и создание пробок. Жителям Завеличья автобусы, конечно, нужны, но не так сильно, как жителям Овсища и ближнего Запсковья. Последние вконец обленились, и, проживая в километре от Кремля, не могут добраться пешком до центра. А может, они просто работают на окраинах?
Вот такое исследование, полную версию которого можно посмотреть ЗДЕСЬ и составить свое мнение, которое ну просто обязано не совпадать с мнением автора, редакции и со здравым смыслом. Ведь самый лучший район – тот, где находится твой дом. Правда?
Даниил НОВИКОВ