Право на управление
Гостем прямого эфира проекта ПАИ-life 5 апреля стал председатель совета территориального общественного самоуправления (ТОС) деревни Щиглицы Псковского района Антон Никулин. Он рассказал, зачем нужен ТОС, как его создать и зарегистрировать, а также о том, как можно сделать жизнь лучше, если объединиться с соседями.
- Антон, я так понимаю, вы сейчас практически завершили процесс регистрации ТОСа как юридического лица?
- Да, документ сейчас находится в налоговой инспекции, ждем со дня на день оповещения о том, что он зарегистрирован.
- И это будет первый ТОС в форме юридического лица в Псковской области?
- Я не могу утверждать, возможно, кто-то еще успел документы свои подать, но хотелось бы, конечно, чтобы мы были первыми.
- Чем работа в территориальном общественном самоуправлении, когда люди оформляют это в виде юридического лица, отличается от деятельности активных граждан, которые, например, видя яму на дороге, идут в прокуратуру или в местную администрацию, видят мусор, тоже пишут письмо в соответствующие инстанции. В чем разница этих подходов?
- ТОС подразумевает под собой решение вопросов местного значения силами жителей, проживающих на определенной территории.
- А вы не подменяете таким образом органы власти или местного самоуправления, которые по закону должны следить за благоустройством?
- В этой ситуации, в идеальной ситуации, мы являемся помощником местной администрации, то есть мы люди, которые живут непосредственно на этой территории, мы знаем, какие вопросы требуют решения в первую очередь. В чем наша помощь? В том, что мы можем прийти в администрацию и сказать главе, что вот эти вопросы нас беспокоят в первую очередь, и мы хотели бы их решить. Как правило, основной деятельностью для ТОСа считается благоустройство территории, то есть когда жители сами наводят порядок где-то, а где-то говорят, что нужно поставить, допустим, детскую площадку, спортивную площадку, какое-то пространство благоустроить. Вопрос в том, что бывает ответ: «Денег нет в бюджете, извините, не можем».
- Мне кажется, это ответ в 9 случаях из 9.
- Поэтому закон нам дает способ самим заработать. Мы объединились в соответствии со 131-м законом. С 2003 года, если мне не изменяет память, предусмотрена такая функция в законе для жителей активных. Мы объединились, зарегистрировались в администрации области, дальше закон дает нам право зарегистрировать НКО. В свою очередь, регистрация в форме юридического лица дает нам право самим участвовать в различных грантовых программах, то есть за счет этого мы можем привлечь на нашу территорию бюджет, либо можем сами непосредственно в деревне сделать то, что мы считаем необходимым.
- С чего началось создание ТОСа в Щиглицах?
- Мы начали действовать инициативной группой в январе 2017 года. С этого момента у нас были два направления деятельности. Одно – это изучить, что такое ТОС, показать администрации, что возможна такая форма реализации местного самоуправления. Вторая задача – наладить общение с жителями поселка, объяснить им, что есть такая форма и, если объединимся, нам будет проще решать вопросы в поселке. Люди на общих собраниях определяют, что необходимо в первую очередь, что во вторую.
- Общее собрание – это принципиально для ТОСа?
- Да, ТОС – территориальное общественное самоуправление, где высшим органом управления является общее собрание жителей, то есть совет ТОСа и его председатель. То есть совет – это высший руководящий орган, а председатель – это исполнительный орган. Совет контролирует председателя, а жители контролируют работу совета, который перед ними отчитывается. Совет и председатель работают между общими собраниями жителей.
- Расскажи о главных достижениях ТОСа в посёлке.
- С самого начала, будучи еще инициативной группой, мы решили очень насущную для поселка проблему: Щиглитский рыбный завод не пускал на свою территорию большегрузный транспорт, в итоге фуры выстраивались в поселке. Машины работали постоянно, все это гудело, мешало. Жители посёлка начали обращаться в администрацию, в автодор, в ГАИ. Потом мы сформировали инициативную группу, начали демонстративно группой обращаться, спустя полгода нам эту проблему далось решить. Мы поняли, что люди на самом деле на нашей территории могут, вопросы решать. Я начал искать варианты, как это можно сделать, и вот наткнулся на 131 закон о местном самоуправлении, там четко прописано, что жители могут объединиться на своей территории, зарегистрироваться в органах местного самоуправления. Органы местного самоуправления, в свою очередь, должны всячески им в этом помогать, ну и решать вопросы местного значения.
- И на самом деле помогают?
- Да. Но процесс регистрации ТОСа – это инициатива снизу, то есть от людей. Вот мы проживаем в поселке, от нас эта инициатива прошла, мы потратили на это где-то в среднем две недели, чтобы всех обойти, всем рассказать, что это такое.
- Сколько человек?
- Согласно данным администрации волости, на январь 2017 года было 174 человека. Но это официально зарегистрировано, на самом деле меньше. Значительно меньше в зимний период, осенний, на весну – лето, конечно, больше людей приезжает. Рядом дачное товарищество, там тоже много людей летом. Инициативной группой мы обходили людей, объясняли, рассказывали, что можно так организоваться и наши вопросы должны решаться. Ходили в администрацию, но там сразу поддержки не получили. Я понимаю, сначала нужно присмотреться органам местного самоуправления. Может быть, мы просто пришли, идею озвучили и пропали.
Я исследовал опыт других регионов в этом плане и этот опыт показывает, что ТОСы активно работают, при поддержке местной администрации они достаточно много вопросов решают и по благоустройству, и по культурно-массовым мероприятиям, даже дороги ремонтируют в поселках, восстанавливают дома культуры. ТОС – это такая возможность полностью изменить жизнь поселка.
- Принципиальное отличие ТОСа от любой другой формы общественной активность – это возможность зарегистрировать юридическое лицо и участвовать в грантовых конкурсах? Это главные плюсы и смысл ТОСа?
- Да, в этом, но опять же, не обязательно регистрироваться.
- С трудом себе представляю, чтобы люди пришли и отремонтировали часть улицы Пароменской, например. Сейчас сделаем ТОСа и скинемся по ведру асфальта?
- ТОС подразумевает самообложение людей, но это необязательно может быть деньгами, это может быть своей рабочей силой, мы можем выйти и помочь в чем-то, тот же песок раскидать.
- Зачем ТОС для этого нужен?
- Закон дает нам возможность организоваться, оформить это. Если брать идеальный вариант, то администрация инициативу должна поддерживать. Я не спорю, надо сначала присмотреться, понять, реальна ли инициатива, или люди просто решили хайпануть, как мне однажды сказали. Но если получается такая ситуация, когда глава администрации говорит, что хочет сделать, а ресурсов нет, мы, зарегистрировавшись как НКО, можем обратиться за грантом и привлечь ресурсы для развития нашей территории. В том числе, и для дороги. Здесь же, я думаю, и администрация сможет помочь, софинансировать какую-то часть, пригнать технику. Один человек, видит проблему, но решить не может, он пишет заявление, а ему отвечают, либо денег нет, либо еще какие-то проблемы.
- А если он подписи соберет у соседей?
- Коллективное обращение, конечно, может быть. Поначалу, в 2017-ом, когда у нас начались первые проблемы с водой, мы тоже писали коллективное обращение и подписывались уже как инициативная группа.
- И результат был одинаковый? Что одна подпись, что 20 подписей?
- Не сразу к нам тогда навстречу пошли, но постепенно удалось вопрос этот решить. Администрация нас услышала, помогла, администрация завода также помогала в решении именно водяной проблемы. В законе прописано, что люди могут объединиться на территории, чтобы решать местные проблемы. Администрация должна им в этом помогать. Когда складывается такая ситуация, что администрация по разным причинам то ли не хочет, то ли не имеет возможности, – это уже другой разговор. В нашей ситуации было так: мы с большинством вопросов обращались в местную администрацию, но, к сожалению, не находили поддержки, поэтому решили регистрироваться как НКО, чтобы участвовать во всех возможных проектах, грантовых конкурсах и привлечь средства для решения вопросов на нашей территории.
- Ты сказал слово «самообложении», дескать, закон позволяет ввести…
- Да, подразумевает
- Как тебе кажется, это вообще возможно в наших реалиях?
- А почему нет? Это не руководство к действиям, а возможный вариант. К примеру, рассмотрим ситуацию: сейчас в апреле будет месячник по уборке. Естественно мы выйдем убирать нашу территорию. Перчатки надо, мешки надо. Мы же не будем в администрации волости просить: «Дайте нам на перчатки, дайте нам на мешки и еще на какую-то мелочь». Мы можем это сами, у каждого в обиходе это есть дома. Это и есть самообложение.
- Я имею в виду, какой-то счет. Проголосовали за взносы?
- Вот что касается ежемесячных взносов, это должно решаться только на общем собрании жителей. Если там решили, что нужно иметь какой-то бюджет, тогда обсуждается размер взносов и то, куда будем их складывать.
- Как ты относишься к идее ежемесячных взносов?
- Я к этой идеи нормально отношусь, но не думаю, что конкретно в нашем примере это сейчас уместно и реализуемо, возможно в будущем. Сейчас, если человеку сказать, что мы организовались, оформились, теперь сдавайте членские взносы, то поддержки мы не найдём. Лично я могу какую-то часть денег отдать, допустим, на те же перчатки с мешками. Но постоянные жители посёлка, в основном пенсионеры, естественно, они не смогут платить, поэтому это не тот путь. Только когда люди увидят, что наш ТОС реально что-то сделал, когда будет осязаемо, когда будет благоустройство какой-то местности, допустим, поставлена новая детская, спортивная площадка, когда удастся решить вопрос воды, тогда уже можно будет о чём-то говорить. Например, поставили площадку и теперь на ней нужно поддерживать порядок. Если не найдётся того, кто пожелает сам это делать, но придётся организовать рабочее место и платить деньги. Почему бы это не делать из сборов с жителей, членских взносов? Но опять же, я повторяю, это будет только тогда, когда на общем собрании люди примут решение сами.
- По опыту организации общего собрания в многоквартирных домах, я представляю, что это трудоемкий процесс. И каждый раз: 500 рублей туда, 300 рублей сюда. Собирать общее собрание по этим вопросам – реально ли?
- А куда деваться? Нам для того, чтобы реально решать вопросы, которые касаются всей территории нашей, где некомпетентен совет ТОСа и председатель, нужно собирать общее собрание жителей. Поэтому, конечно, в плане организации было тяжело. У нас было два учредительных собрания. Первое в феврале 2017-го, когда мы просто рассказали о том, что есть такая возможность, что это нам дает, что мы должны будем сделать, что в итоге получим. Тогда приглашены были все, кого могли из жителей собрать. Мы обходили, листовки раздавали, специальные распечатали с минимальной информацией. Там же местная администрация присутствовала.
Когда это собрание у нас прошло, было очень много вопросов, как все новое, идею восприняли неоднозначно. Где-то через год с небольшим, уже в апреле 2018-го, у нас было второе учредительное собрание, на которое мы уже непосредственно принимали устав нашего общественного самоуправления, выбирали совет, выбирали председателя, контрольно-ревизионную группу. Это то, что закон предусматривает, то, что обязательно нужно сделать. Для того, чтобы решать некоторые текущие вопросы, опять нужно будет собирать собрание. Я думаю, что мы с этим справимся.
- Собрание может постановить своим решением, что текущие мелкие вопросы – это прерогатива совета?
- Конечно! Почему нет? То есть мы, например, в прошлом году просто написали объявления, развесили, что у нас месячник по уборке, такого-то числа будет субботник проходить, выйдите, помогите убрать, вместе сделаем наш поселок чище. И люди выходили, мы убирали, территорию очищали, очищали наш поребрик вдоль дороги, он зарос песком, которым зимой дороги посыпают. В этом году я пытаюсь договориться, чтобы к нам привезли пылесос большой на двух колесах, чтобы весь этот песок убрать.
- Какие объекты, проекты на повестке у вас сейчас стоят?
- Сейчас, в апреле, начинается конкурс для ТОСов, администрацией области организован. Изначально мы планировали подавать туда проект по воде, потому что это реально большая проблема в поселке. Так получилось, что скважина, башня водонапорная и насосная станция – принадлежат администрации района с 2014-го года. До этого туда мало что вкладывалось, и там все в ветхом состоянии. Плюс к этому проходящая по посёлку сеть ничья. То есть любой прорыв - большая проблема его устранить. Сейчас последняя информация, что готовится проектная документация на водную систему в поселке.
- И насосы, и башню, и трубы?
- Принято решение башню убрать, организовать водоснабжение за счет частотного преобразователя. Башня в плачевном состоянии, нет смысла ее ремонтировать. Мы с этим согласились и ждем, что администрация все-таки доведет это до конца. Кстати, пользуясь возможностью, хочу сказать спасибо администрации района в лице первого заместителя Кузя Владимира Васильевича. У нас первого числа была проблема, у нас насос сломался, водоснабжения не было в поселке. Было оперативно принято решение, к нам приехали комуслуги, мы все это поменяли. За это спасибо.
- То есть по воде вы идете на конкурс ТОСов?
- Нет. По воде администрация района делает проектную документацию на полнуюзамену системы.
- Документацию-то они сделают, а деньги на работы?
- Как я понимаю, выделяется финансирования, поэтому мы ждем, что эта работа доведется до конца и не видим смысла проект писать по этой теме. У нас есть усадебный парк в поселке и усадебный дом, где был организован волонтерский лагерь в конце прошлого года. Опять же по поводу усадебного парка администрацией района были поданы документы на конкурс в рамках приграничного сотрудничества с Эстонией и Латвией. Они там выиграли деньги на реконструкцию нашего парка, где планируется поставить и детскую площадку, и спортивную площадку. Этот вариант тоже отпадает. Мы сейчас пишем проект, но я пока не буду говорить, о чем. Дождемся, когда он выиграет, и тогда расскажем.
- Это касается благоустройства общественных пространств?
- Это касается проведения культурно-массовых мероприятий.
- В каких конкурсах вы планируете участвовать?
- В первую очередь - это конкурс фонда президентских грантов, потом Росмолодежи, есть также различные фонды наподобие Тимченко. Есть конкурс Лукойла, например. То есть это локальные, небольшие, но в них тоже можно участвовать и выигрывать какие-то небольшие средства на реализацию конкретных проектов. Не обязательно именно по благоустройству писать проект, можно писать на разные вещи, можно на те же культурно-массовые мероприятия, можно на досуг для детей, можно на досуг для старшего поколения. Много различных направлений.
- А о каких суммах идет речь?
- У Фонда президентских грантов суммы достаточно большие, в зависимости от того, какой ты проект пишешь, чего хочешь. По Росмолодежи, как я понимаю, где-то 200-300 тысяч примерно.
- Сейчас, когда вас зарегистрируют как юрлицо, какие ближайшие планы?
- Ближайшие планы – это, естественно, апрельский конкурс. Потом мы будем смотреть. Рассчитываем, кстати, на поддержку нашей ассоциации ТОС. У нас организована ассоциация в области, они нам помогают, в последнее время очень помогали с организацией, с подготовкой документов.
- То есть пока конкретных грантодателей ты не определил? Пока речь идет о регистрации и конкурсе?
- Да. Первый этап – это участие в региональном конкурсе, и мы, конечно, надеемся на то, что получится выиграть.
- Можешь озвучить короткую инструкцию, как зарегистрировать ТОС: сколько времени занимает, сколько сил, энергии требует?
- Наш пример не нужно рассматривать: мы долго очень регистрировались. На самом деле регистрация может занимать где-то месяц, два - максимум. Первое дело – это должна быть организована инициативная группа. Она обращается в администрацию. Если это в деревне, то, получается, в совет депутатов, в администрацию волости. Обращаются с предложением, обозначают границы будущего ТОСа. После этого проводится общее собрание жителей, на котором должны быть выбраны совет, председатель, контрольно-ревизионная группа, должен быть принят устав. По итогам собрания составляется протокол решения.
- Требования какие-то к общему собранию существуют, кворум какой-то?
- Не менее одной трети жителей, проживающих на данной территории.
- Проживающих или прописанных? Проживающие – это же условная цифра.
- Зарегистрированных и регулярно проживающих. Нужно смотреть, конечно, как в законе прописано. Но одна треть жителей должна присутствовать.
- Это совершеннолетние?
- От 16 лет. Так 131-ый закон подразумевает. В случае. если регистрируется некоммерческая организация, там от 18.
- В твоем случае были подростки 16, 17, 18 лет, если их можно привлекать на общее собрание?
- Нет, это, как правило, ровесники мои и жители старшего поколения, их больше у нас в поселке.
- Так, и когда выбрали руководящие органы, уже можно смело подаваться на регистрацию?
- Выбрали руководящие органы, обращаемся опять в администрацию волости либо в администрацию муниципального образования, чтобы они зарегистрировали устав. Они зарегистрировали устав, выдали свидетельство, после этого можно регистрировать как некоммерческая организация. Но это, в моем виде, не пошаговые действия. Реально можно сделать проще: собраться четырём – трём учредителям общественной организации, назваться ТОС «Бублики» и зарегистрироваться в Минюсте. Будет уже готовая некоммерческая организация, и с ее помощью можно обращаться за грантовой поддержкой.
- Но здесь же речь идет о конкретной территории, которая должна быть закреплена за ТОСом?
- Когда я начал эту всю историю изучать по поводу ТОСов, моими первыми помощниками, так получилось, были череповчане, Вологодская область. Мы смотрели их устав. Там у них все вместе: и 131-ый закон, и регистрация некоммерческих организаций. То есть в законе прописано, что вы можете без статуса юридического лица организовываться, можете со статусом. Но у нас в регионе, например, мы зарегистрировали в администрации волости устав сначала, а потом и через какое-то время приняли решение о том, что мы будем регистрироваться как некоммерческая организация и также подали документы, и там уже немного другой был устав. Я думаю, что в будущем этот вопрос уладится, и все придут к единой форме, чтобы устав соответствовал и тому, и тому, не нужно было переписывать.
- Какой твой главный совет людям, которые готовые стать инициаторами создания такой формы общественного самоуправления?
- Быть готовым оказаться между двух огней. Когда мы начинали, никто не знал о ТОСах. Мы рассказывали администрации, что это такое и как функционирует, и с жителями общались. Конечно же, будут те, кто явно против, кто отнесется к этому плохо. Некоторые люди говорили мне, что администрация от нас откажется, если мы зарегистрируемся. Но я хочу сказать, что человек, проживая на территории, должен не только своими делами заниматься, но еще и общественной работой. Никто за нас не придет и не уберет какую-то территорию. Если она рядом с нами находится, мы вполне можем это сами сделать. Никто за нас не будет ничего особо делать, если мы сами инициативу не проявим. И в этом плане нужно мобилизовать свои силы, нужно найти сторонников – тех, которые вместе с тобой готовы развивать территорию, убирать, что-то делать, ремонтировать, обращаться за теми же самыми грантами.