Не корми унитаз апельсинами
«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».
Михаил Булгаков. «Собачье сердце».
Профессор Преображенский говоря о разрухе, имел в виду, конечно, более значимые вещи. Но жители почти десятка домов по улице Балтийской, каждый на девяносто квартир, на выходных смогли убедиться в более приземленном смысле фразы «разруха не в клозетах, а в головах».
Вечером в субботу занимающиеся в цокольном этаже одного из домов спортсмены почувствовали неприятный запах, затем услышали «буль-буль», а затем увидели, как из туалета льется вода. Но не сверху вниз, а наоборот, снизу вверх. О явлении тут же сообщили в аварийные службы.
Оказалось, полетели дренажные насосы, которые откачивали в канализацию сточные воды.
Причина явления оказалась банальной и для Пскова безобразно прозаичной: насосы сломались, так как оказались забиты мусором, которые жители домов выбрасывали в унитаз.
На вечер субботы, ночь и первую половину дня жители Балтийской остались без воды. Водоснабжение перекрыли пока устраняли аварию. За это время многие обладатели новых квартир (а эти дома — сплошь новостройки) успели традиционно проклясть коммунальные службы, у которых «вечно все ломается», а заодно приложить городские и областные власти, у которых «один только бардак».
Те из них, кто спустился во двор и интересовался у ликвидаторов аварии, а что, собственно, произошло, и получали ответ: «понакидали всякого в унитазы» - те, говорили «вот уроды»! Имели они в виду, конечно, не себя. Они-то ничего крупнее клочка туалетной бумаги в унитаз ничего не бросали — и детям завещали.
Вот эта история, когда виноват кто угодно, от плохой коммунальной службы до соседей, только «не я», она ведь для нашего города типична.
Специалисты рассказывают, что чего только не находили на входе в дренажную систему: от тряпок до целых апельсинов.
В моем новом доме, помню, кто-то из соседей выбрасывал в унитаз кошачий наполнитель, который разбух и забил всю канализацию. В итоге соседскую квартиру и несколько выше затопило фекалиями. «Не, ну я не знал, что выбрасывать нельзя», - такой был ответ на вопрос, какого Преображенского он это делал.
Почему так? Неужели правы те, кто считают, что «понаехали деревенские, не знают, как туалетом пользоваться»? Я в это не верю. Предполагаю, что ответ прост: наше «авось» и «ничего страшного». Выброшу мусор из пылесоса в унитаз, ничего. Солью шкурки апельсина, это же органика, растворится. Наполнитель для кошачьего туалета — он мелкий, пройдет, ничего не будет.
И вот так пусть не все девятьсот квартир в восьми домах — хотя бы десять-двадцать — и все, буль-буль и фекалии вверх…
Не перестаю удивляться тому, с какой требовательностью наши люди относятся к властям: приведите в порядок дороги — и ездят по ним летом с шипами; уберите мусор — и сами его выбрасывают где попало; почините нам канализацию — и на апельсином в унитаз!
Требовать, конечно, надо. Но слушайте, давайте для начала разберемся с разрухой в своих головах.