Никто не хотел убирать
Власти Псковской области проявили политическую волю и энергично приступили к решению казавшейся вечной «мусорной» проблемыВопрос о судьбе псковской свалки остро стоял на повестке дня на протяжении десяти с лишним лет: с того самого момента, когда расположенный де-факто в черте города полигон ТБО оказался переполнен. Однако все это время чиновники всех уровней предпочитали тянуть время, надеясь, видимо, что мусор «разгребут» без их участия. У врио губернатора Михаила Ведерникова желания и возможности ждать не оказалось, а политической воли хватило. В результате, с серьезными усилиями и не без конфликтов, но Псковская область уверенно движется к полному и окончательному решению «мусорного вопроса».
Нехорошее место
В минувшем году псковский полигон для твердых бытовых отходов (ТБО), или, попросту говоря, городская свалка, отмечал 70-летний юбилей. Свою работу полигон начал в 1947 году, вскоре после окончания Великой отечественной войны. За эти десятилетия свалка мало-помалу оказалась в черте города, а источаемые ею запахи (особенно в периоды, когда мусор вспыхивал из-за палов травы) стали всерьез тревожить жителей близлежащего микрорайона Пскова.
Но самое главное – по всем нормативам и санитарным нормам лимит псковского полигона ТБО был исчерпан. Оттянуть приближение мусорного коллапса позволяла лишь мало-мальски налаженная в городе сортировка отходов перед захоронением. А также, как ни парадоксально, тот факт, что многие небольшие компании предпочитали не платить за вывоз мусора на свалку, а оставлять его в пригородных лесах.
Контролирующие ведомства год за годом выдавали предписания закрыть полигон. Однако его работа также раз за разом временно продлевалась: ибо другого места для складирования отходов жизнедеятельности 200-тысячного города никто предложить не мог. Вернее, предложения были. Однако реализовать их так и не удалось.
На птичьих правах
Сперва, в середине 2000-х, помешал конфликт между властями областной столицы и региона. Последние по поводу и без повода вставляли городской администрации палки в колеса, тормозя любые ее проекты и инициативы. Этим, в свою очередь, воспользовались власти Псковского района, на территории которого начали было искать подходящее пятно под новый полигон ТБО. Работа в этом направлении была благополучно саботирована. Что там свалка: даже новое городское кладбище в итоге пришлось размещать на землях Пскова, пусть даже они представляли собой болотистое неудобье.
Затем, в середине 2010-х, инициатива частного бизнеса по созданию современного полигона ТБО чуть дальше, на территории Палкинского района, была торпедирована муниципальными властями при поддержке ряда региональных политиков. Областные власти и инвесторы тщетно доказывали, что современный полигон – это не банальная «свалка», какой ее рисует воображение, а сложный комплекс, вовсе не несущий угрозу всему живому. После длительной полемики и судебных процессов проект был свернут.
Время от времени появлялись сообщения о том, что очередной инвестор готов решить проблемы Пскова с помощью глубокой переработки мусора или путем его тотального сжигания. Но дальше разговоров не шло. При этом эксперты подчеркивали, что в небольшом областном центре объемы мусора не так велики, чтобы представлять интерес для промышленной переработки в масштабе современного производства. И что даже при сжигании отходов в большом количестве остаются опасные вещества, которые тоже нужно где-то захоранивать.
Складывалось впечатление, что псковской свалке так и суждено вечно расти, существуя на «птичьих правах»: по временным, сроком на один год, разрешениям.
Тактический маневр
Иллюзию, что так может длиться вечно, развеяли федеральные законодатели. В конце 2017 года в истории псковской свалки неминуемо должны была быть поставлена точка. Во-первых, ее лимиты окончательно подошли к концу. А во-вторых, в масштабах всей России с 1 января 2018 года вступали в силу новые правила и нормы обращения с мусором, в которые морально и физически устаревшая свалка никак не вписывалась.
Региональные власти загодя начали искать решение проблемы. По крайней мере, тактическое: до того момента, когда будет найдена возможность кардинально пересмотреть ситуацию. С этой целью была начата работа по аудиту существующих в Псковской области полигонов ТБО. С помощью экспертиз были определены их ресурсы и потенциальные возможности.
В результате к декабрю 2017 года было выработано решение: после окончательного закрытия свалки в Пскове перенаправить потоки отходов на полигоны ТБО Порховского, Палкинского и Печорского районов. Всего Псков и Псковский район ежегодно производят 492000 кубометров мусора. После сортировки переработки остается 164000 кубометров, подлежащих захоронению. По предварительным расчетам, объемы перераспределятся следующим образом: 75% из них (126000 кубометров) будут поступать на Порховский полигон, 17% (28500 кубометров) - на Печорский, 8% (13440 кубометров) - на Палкинский.
Новая территориальная схема обращения с отходами была утверждена центральным аппаратом Росприроднадзора, управлением данного ведомства по Псковской области, а также прокуратурой региона. Госкомитет Псковской области по делам строительства и ЖКХ утвердил ее приказом и опубликовал на своем сайте.
Подчеркивалось, что она является временной и будет действовать до того момента, пока на севере Псковской области не будет построен межмуниципальный полигон для ТБО, способный принять отходы, в том числе, и из Порхова.
Благо, варианты уже есть. К примеру, инициативу по размещению такой площадки проявили власти Плюсского района, уже заручившиеся поддержкой инвестора из Санкт-Петербурга.
Поехали?
В начале января первые мусоровозы из Пскова отправились в Порховский район. Это не могло не взволновать местных жителей, которые начали обсуждение ситуации в социальных сетях. Чтобы успокоить людей, в райцентр отправились десанты региональных чиновников во главе с курирующим тему ЖКХ вице-губернатором Александром Кузнецовым и отвечающим за внутреннюю политику вице-губернатором Николаем Цветковым.
Порховичам объясняли, что на местном полигоне не просто сваливаются отходы жизнедеятельности большого города, а в соответствии со строгими нормативами захоранивается переработанный мусор. И что после того, как начнет действовать новый, межмуниципальный полигон, площадка в Порховском районе будет закрыта и рекультивирована.
Благо, ее ресурсы вполне позволяют проработать до этого времени. Ведь Порховский полигон был введен в эксплуатацию сравнительно недавно - в 1993 году. Его вместимость, согласно проведенной в 2017 году инвентаризации - 837509 кубометров, а фактическая заполненность - 177617,64 кубометров. Таким образом, «дебет» порховского полигона составляет 659891,36 «кубов».
При этом он отвечает всем требованиям экологического законодательства и имеет все необходимые разрешительные документы, а за последние два года его территория была приведена арендатором в соответствие с нормативными требованиями.
Точка консенсуса
В результате бурных дискуссий в Порхове сложились две группы активных граждан: меньшинство, выступающее против «экспорта» мусора, и большинство, которое готово сотрудничать с региональными властями на пользу району. Ведь Порхов определенно заслужил льготы по тарифам на утилизацию мусора и бонусы в виде вложений в инфраструктуру.
Большую роль в том, что конфликт удалось погасить, сыграл тот факт, что рабочую группу по разработке новой схемы обращения с ТБО лично возглавил врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников. Глава региона не стал уклоняться от «грязной работы». Главную задачу областных властей на 2018 год он сформулировал следующим образом: определить место под будущий межмуниципальный полигон и выбрать инвестора, который вложит средства в строительство современного мусороперерабатывающего комплекса.
Рабочая группа, которая была создана еще в 2017 году для разработки новой схемы обращения с ТБО, будет существенно обновлена, ее работа - переформатирована. В состав группы войдут также депутаты всех уровней и общественники, занимающиеся вопросами экологии.
Судя по всему, областные власти не остались не услышанными. По крайней мере, состоявшийся в рамках январской сессии Псковского областного Собрания «парламентский час», посвященный теме ТБО, показал, что все политические силы региона готовы к конструктивной работе над этой проблемой.
Мысль о том, что псковский мусор не удастся «отправить на Марс», «продать в ЕС» или вывезти в соседние регионы, похоже, окончательно утвердилась в сознании жителей области: как рядовых граждан, так и политиков. А значит, есть шанс на решение «мусорного» вопроса уже в обозримом будущем.
Сергей МАРТОВ