Депутаты регионального парламента разработают специальное постановление о реализации программы капремонта в Псковской области
Депутаты Псковского областного Собрания разработают специальное постановление о реализации программы капремонта общего имущества многоквартирных домов в регионе. Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации, соответствующее решение народные избранники приняли сегодня на очередной сессии по итогам прошедшего на ней парламентского часа «О состоянии учёта жилого фонда и организации программы капремонта в Псковской области», в ходе которого прозвучал доклад вице-губернатора Александра Кузнецова, а также в связи с выступлением на предыдущей сессии депутата от ЛДПР, руководителя регионального оператора Фонда капремонта в Псковской области Сергея Макарченко.
Сегодня в ходе доклада Александр Кузнецов отметил, что в области поставлен на учёт 9427 многоквартирный дом общей площадью 11 млн 282 тысячи м2. При этом 305 многоквартирных домов в регионе признаны аварийными на 1 января 2012 года и включены в адресную программу расселения до 2017. Их общая площадь составляет 68,48 тысяч м2.
По словам вице-губернатора, на сегодняшний день указанная программа реализована практически на 50% (пройдено 2 этапа из 4-х) «Перед нами стоит сложная и важная задача переселить граждан до сентября 2017 года», - добавил Кузнецов.
При этом он уточнил, что ещё 293 жилых дома общей площадью практически 40 тысяч м2 были признаны аварийными после 1 января 2012 года — ведётся работа по подготовки включения их в новую адресную программу расселения ветхого жилья, которая должна заработать после 2017 года.
Что касается программы капремонта, заместитель главы региона отметил, что большой проблемой являются так называемые «дома-призраки» — построенные в советские годы хозспособом строения, принадлежавшие колхозам, совхозам и другим организациям, которые не стоят на должном учёте и не попали в программу капремонта. «При их выявлении происходит корректировка программы капремонта. По нашим сведениям, таких домов может быть до 500», — отметил Кузнецов.
Он также рассказал, что средний износ жилого фонда в Псковской области оценивается в пределах от 50 до 60%, а средний год постройки многоквартирных домов — в диапазоне 1970-75 гг.
Для старта программы капремонта с марта 2015 года в рамках соглашения Фонда капремонта с областным «Управлением капитального строительства» было обследовано 395 домов. В текущем году ремонт должен быть произведён в 233 многоквартирных домах, а в планах на 2017 год — ещё в 457 домах.
Александр Кузнецов признал проблемы с разработкой положения об отборе подрядных организаций для проведения работ по программе капремонта [о них на прошлой сессии говорил Сергей Макарченко — ПАИ], но отметил, что «сегодня они решены». Он отметил, что первое заседание по определению победителей открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на ремонт общего имущества в многоквартирных домах должно состоятся 4 мая.
Говоря о собираемости платежей на капремонт, вице-губернатор отметил, что начислено платежей было на 641 млн 561 тысячу рублей, а собрал Фонд 422 млн 642 тысяч рублей. Ещё порядка 10 млн рублей ему принесли проценты с собранных средств. «Процент собираемости взносов на капремонт увеличился и составляет 66%», — добавил Кузнецов и отметил, что на 2016 год региональному оператору Фонду капремонта установлен лимит трат в 800 млн рублей.
«Безусловно, есть проблемы, вопросы, которые решаются в ежедневном порядке, но хочу вас уверить, что задача, которая перед нами поставлена, будет выполнена в полном объёме в установленные сроки и с должным качеством», — резюмировал он.
После этого депутаты перешли к череде вопросов и ответов.
Представитель КПРФ Анатолий Копосов задал докладчику вопрос о ситуации, которую ранее на сессии в ходе фракционных выступлений описал руководитель регионального офератора Фонда капремонта Сергей Макарченко: несмотря на принятый областным Собранием несколько месяцев назад закон, освобождающий пожилых людей в возрасте старше 70 и 80 лет, а также инвалидов, от необходимости платы за капремонт полностью или частично, квитанции им продолжают поступать; при этом в органах соцзащиты людям якобы сообщают неверную информацию о данном законопроекте.
«Вы работаете с управлением соцзащиты плотно?», — поинтересовался Копосов у Кузнецова. Тот ответил утвердительно.
При этом коллегу-депутата поддержал вице-спикер Борис Полозов (фракция «Единая Россия»): «Когда в территориальных органах соцзащиты появятся нормативные документы, что должен делать человек 70-80 лет, чтобы получить часть переплаченных средств?».
Вице-губернатор ответил, что в течение мая региональные власти примут необходимые нормативно-правовые акты.
Между тем спикер областного Собрания Александр Котов напомнил, что «Макарченко год назад поднял тему» об упомянутых «домах-призраках». «Хоть один-то дом оформили?» — спросил он. «Нет», — ответил Кузнецов.
В свою очередь депутат Борис Каракаев (фракция «Единая Россия») высказал мнение, что тарифы на капремонт в Псковской области были приняты по приципу «два П + Ф": "пол, потолок + фантазия». Он отметил, что для некоторых домов в Санкт-Петербурге соответствующие тарифы в заметно ниже псковских, кроме того высказал мнение, что для старых и новых домов должны быть установлены разные ставки сборов.
«Мы уже не раз давали обоснования принятым ставкам», — напомнил вице-губернатор. Он также подчеркнул, что регионы вправе принимать указанные ставки ниже экономически обоснованного тарифа и компенсировать разницу из бюджета.
Представитель ЛДПР Василий Салопов уточнил, что, по его данным, за день до окончания приёма заявок на участие в конкурсе по подготовке проектно-сметной документации на него не подана ни одна заявка. «Как будем проводить работы без проектов?», — поинтересовался он.
«Если не будет завтра конкурсантов, будет объявлен повторный тендер. Без проектной документации работы выполнятся не будут», — ответил Кузнецов, однако призвал сначала дождаться окончания приёма заявок, а затем уже делать выводы.
Коллега Салопова по фракции ЛДПР, руководитель областного оператора Фонда капремонта Сергей Макарченко раскритиковал прозвучавшие в докладе оценки количества «домов-призраков»: «Вы говорите, что неучтённых домов у нас порядка 500. А по нашим данным — мы брали данные БТИ, пока он ещё нормально работал — у нас осталось порядка 4500 домов неучтённых».
«Не все из них попадают под капремонт», — парировал Кузнецов и добавил. — «Я бы дискутировал не об этом, а о путях решения проблемы».
«Просто за год ничего не происходит, мы даже сказать ничего не можем [о количестве неучтённых домов — ПАИ]. Мы так можем трагедии дождаться, вот в чём проблема», — отреагировал Макарченко.
После этого слова попросил уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов, который напомнил, что во многих домах, жильё в которых было приватизировано по закону от 1991 года, капремонт было обязано произвести государство. Он поинтересовался, сколько подобных домов в регионе.
«Не отвечу, сколько в 91-м году было таких домов, которым был обещан обещан ремонт, — ответил Кузнецов. — Сейчас выстроена эффективная программа, и возвращаться в 91-й год...»
В их беседу вмешался Макарченко: «Я бы хотел ответить Дмитрию Владимировичу [Шахову] — те, кто обратился в суд, и доказал, что на момент приватизации им должны были провести капремонт — им он будет выполняться за счёт средств муниципалитетов. Более того, военные городки, например, передавались муниципалитетам вместе со средствами на капремонт. Но тратились эти средства на иные нужды. А теперь с граждан собирают».
Между тем омбудсмен раскритиковал закон о капремонте, отметив, что там нет отдельного пункта о правах собственников жилья. По его словам, «сырость» указанного закона «вызвала бурю эмоций и проклятия в адрес властей».
Он также напомнил, что «появились доморощенные юристы», которые принялись трактовать законы в этой сфере, и подчеркнул, что Конституционный суд дал исчерпывающие комментарии по данным вопросам: он признал законным действующий закон о капремонт, но и напомнил о «неукоснительной обязанности соблюдения требований закона о приватизации 1991 года».
«Мною были направлены предложения о совершенствовании действующего закон о капремонте. Их суть - стимулировать граждан к накоплению средств на капремонт на индивидуальных счетах, повышение гласности и доступности информации о размерах собранных средств, усиление общественного контроля за работой регионального оператора Фонда капремонта».
Лилия Никифорова (фракция «Справедливая Россия») заметила, что её также «волнует непрозрачность данной системы» и вновь напомнила о том, что до сих пор не работает закон, освобождающий от сборов на капремонт пожилых и инвалидов: «Неужели нельзя сделать автоматически, чтобы квитанции не шли. Многие пожилые не перестали платить. Я не могу сказать с какого срока им не надо платить. Звонила Сергею Викторовича [Макарченко] - он тоже не может ответить».
В результате парламентарии приняли решение поручить комитету по законодательству и экономической политике областного Собрания к следующей сессии подготовить специальное постановление по всем озвученным вопросам и проблемам.